Павловск

В пригороде Санкт-Петербурга роскошно расположился известный дворцово-парковый ансамбль «Павловск». Павловский дворец является сердцем государственного музея-заповедника «Павловск». Проект замка и его строительство доверили популярному в 1780–1790-е годы архитектору Чарльзу Камерону. Конечно, сегодня внешний вид дворца сильно отличается от изначального. Здание перестраивали несколько раз в первой половине девятнадцатого века. Вокруг дворца расположился красивый и живописный Павловский парк, его облагораживали известные архитекторы Чарльз Камерон, Андрей Воронихин и Винченцо Бренна.
В 1777 году императрица Екатерина II подарила земли у берегов реки Славянки своему сыну Павлу I и его супруге Марии Федоровне. Молодожены в то время только стали родителями своего первенца. Село назвали Павлово, и оно обещало быть уютным семейным пристанищем. В парке установили деревянные постройки: «Долина Марии» и «Павлова утеха».

В те времена Павловский парк стал одним из самых обширных во всей Европе. Более 600 гектар составила общая площадь парка. Гармоничность и красота природного ландшафта прекрасно сочетается с утонченными архитектурными сооружениями. Дворцовый ансамбль строился в два этапа в течение пятидесяти лет. Первой появилась дворянская усадьба в классическом русском стиле, там уже были пейзажный парк и дворец. В 1796-й году, когда императором стал Павел I, этот дворец снесли и на его месте построили летнюю резиденцию.

У фасада здания установили памятник Павлу I. Внешне памятник похож на скульптуру Людовика XIV в Версале.

В середине XIX века Павловск возрождается. В России проложили первую железную дорогу, а город Павловск стал конечной станцией. Петербуржцы словно впервые открыли для себя Павловск, и он стал любимым местом отдыха. В начале XX столетия Павловску присвоили звание музея, а в 1983-м году дворцово-парковый комплекс получил статус музея-заповедника.

Во время Второй мировой войны дворцу нанесли колоссальный урон. Все самое ценное из музея вывезли в первые дни войны, но сам дворец был оккупирован нацистами. Когда они отступали в 1944-м году, они подожгли и разграбили дворец. Сильно пострадал парк, но сам дворец еще можно было восстановить заново. Самое удивительное, что во многих помещениях дворца отделка оказалась практически не поврежденной. После войны специалисты приступили к реставрации, и в 1957 году некоторые залы уже могли принимать гостей, но все восстановительные работы были закончены в 1978-м году.
Государственный музей-заповедник Павловск внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России. Здесь содержатся более 500 ценных полотен знаменитых живописцев и предметы декоративно-прикладного искусства.

Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они покупали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы, привозили большое количество античной скульптуры из Италии, а также получали подарки от королевских дворов Европы. В музее представлена коллекция русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны, отделанные вначале XIX века архитекторами Кваренги и Воронихиным. Гости музея сегодня могут посетить 45 выставочных залов. Если взглянуть на дворец сверху, то он будет похож на подкову. План дворца от центрального корпуса, увенчанного куполом, расходятся в обе стороны закругленные галереи из колонн, соединяющие его со служебными корпусами. На главном фасаде здания мало скульптур, украшен он не броско, но довольно празднично.

Конечно Павловский дворец не единственное здание в музее-заповеднике, в его архитектурный ансамбль также входят множество других построек и павильонов.
Розовый павильон или Павильон Роз — один из наиболее милых и красивых павильонов ансамбля Павловского парка, который представляет большую художественную и историческую ценность, как редчайший образец классического деревянного зодчества.
Холодная баня или Холодные ванны — один из архитектурных павильонов Павловского парка. Место, где любил закаляться император Павел I. Она была построена в 1799 г. по проекту архитектора Чарльза Камерона. В здании находился бассейн с фонтаном, а также комната для переодевания.

Вольер – изначально задуман как постройка, объединяющая помещение для певчих птиц, комнату для обедов и танцев, и небольшой музей древностей. Сегодня это красивое здание на берегу небольшого пруда со скульптурами. Пиль-башня – является одним из наиболее интересных сооружений в Павловском парке. Такое название как говорят, произошло из-за «пильной мельницы», или от лесопилки, которая когда-то стояла на этом месте. Но есть еще одна версия, что пиль-башня появилась от «холодной мыльни» или купальни. После «мыльни» проходили в Пиль-башню, то есть башня была местом отдыха после принятия гигиенических процедур.

Молочня – в парковой зоне вы найдете кафе «Молочный Домик», которое расположилось в старинном здании Молочни. Интересна история заведения. Павильон, сооруженный еще в XVIII веке, изначально предназначался для отдыха придворных особ, которые могли насладиться здесь домашним хлебом, сметаной и молоком. Сегодня сюда может попасть абсолютно любой, тут подают вкусный шашлык, варят ароматный кофе, и многое другое.

Храм Дружбы – стилизованный под античный храм павильон Павловского парка. Построен в излучине реки Славянки в конце XVIII века по проекту Ч. Камерона. Изначально храм Дружбы, использовался как место проведения камерных концертов для избранного придворного общества.
Елизаветин павильон назвали в честь супруги великого князя Александра Павловича ‒ Елизаветы Алексеевны. Она любила гулять в этой местности и останавливаться на отдых в павильоне. В настоящее время строение находится в неудовлетворительном состоянии и требует реставрации.

Амфитеатр – располагается немного дальше, чем все постройки дворца. Это обработанная камнем площадка на вершине холма на правом берегу реки Славянки. Здесь находилась полукруглая скамья с мраморной статуей Флоры в центре. На другом берегу реки устроены земляные террасы, служившие сценой под открытым небом. Площадка была окаймлена плотным кустарником. Деревья служили естественными декорациями. Императрица Мария Федоровна хотела, чтобы в парке были сооружения, напоминающие о местах ее детства. Когда-то у статуи были воинские атрибуты — щит и меч, но они утрачены. Но сегодня и статуи нет, а скамья требует реставрации.

Мавзолей Павла – после смерти Павла I Мария Федоровна решила построить в Павловском парке Мавзолей, храм в память о своем супруге. Мемориал установлен в глухом лесу на краю оврага, где сама обстановка заставляет задуматься о жизни и смерти.

Павильон «Трех граций». В начале XIX века архитектор П. Шретер по чертежам Чарлза Камерона построил Павильон «Трех граций», которым оканчивается перспектива его центральной аллеи. Это классический шестнадцатиколонный портик с двухскатной крышей. Крытая терраса расположена на массивном цоколе и имеет вид легкой колоннады ионического ордера. Главное украшение павильона – скульптурная группа «Три грации», расположенная в центре. Три изящные женские фигуры поддерживают вазу, стоящую на колонне. Отсюда открывается красивый вид на Мариентальский пруд.
Колоннада Аполлона – на левом берегу реки Славянки в Павловском парке расположена Колоннада Аполлона. Одно из первых сооружений Чарльза Камерона в Павловске, относится к 1783 году. В архивах музея Павловска этот проект называется «Храм Аполлона». Изначально Колоннада Аполлона находилась на открытой поляне, недалеко от церкви Марии Магдалины.